Если мои друзья оказываются в творческом тупике, я знаю, как им помочь. А если писательский блок возникает у меня, мои друзья помогают мне. Я хочу поделиться с вами четырьмя репликами, которые помогали мне писать и жить в уходящем 2016 году. Возможно, эти мысли помогут и вам.
Твои персонажи хотят проявиться
Когда я забываю, зачем и почему я пишу, я перестаю писать. Когда я перестаю писать, я начинаю болеть. Когда я начинаю болеть, мне не до писательства…
И тогда я вспоминаю слова подруги, которые она бросила на лету, но которые зацепились за мое сердце и прописались там. Слова эти возвращают меня к импульсу, усадившему меня за стол в самом начале.
“Тебя ждут твои герои, которые хотят проявиться, войти в ткань этой, нашей, реальности. Помоги им :)”
А ведь так и есть. Повесть, которую я писала в этом году, выросла из желания подселить в этот мир еще парочку людей. Они проявляются, сначала как пленка в темной комнате, а после и на свету.
Кое-кто слишком уважает искусство
Порой я забываю, что писательство — это игра и медовый месяц с собой. Перестаю бегать на свидания со своей рукописью и так серьезно отношусь к этому делу, что оказываюсь творческом тупике. Страшно садиться и писать книгу. Страшно писать после Толстого и Лорки.
“Ты слишком уважаешь искусство, — сказали мне однажды. — Знаешь, это как, бывает, если слишком уважаешь кого-то, вы даже не можете чаю нормально попить”.
Тогда я сажусь и пишу белиберду, позволяю тексту свободные ассоциации и странности. Искусство — это ведь еще и похулиганить. И сбегать на тайное свидание.
Сейчас на другом краю Европы ты пишешь повесть
Я живу во Франции последние три года. Это значит, что большинство моих творческих друзей далеко, а между нами — часовые пояса, километровые письма и пропущенные звонки в скайпе. И, чтобы обсудить новые сюжеты ночью на кухне, нужно планировать отпуск. Когда кто-то из нас заканчивает рассказ, роман или повесть, то текст летит в разные страны. Но что происходит в остальное время?
“Я иду из кино по заснеженной минской улице и думаю, о, а, может быть, сейчас где-то на другом краю Европы Катя как раз пишет повесть”.
Когда я читаю эти слова, я и правда сажусь писать повесть.
Не смотри на часы
Общество, в котором мы живем, непрерывно торгуется со временем. “К этому возрасту ты должна выйти замуж”, “к этому возрасту у тебя должно быть столько-то детей”, “я выполнила 5 пунктов из своего to-do списка…” Но законы продуктивности и тайм-менеджмента не всегда работают в писательстве. Пока ты прокрастинируешь, гуляя по новому городу, твой мозг работает — и именно поэтому ты выдаешь несколько страниц хорошего текста вечером следующего дня. Ты едешь в метро на встречу с друзьями — а встречаешь прототипа своего персонажа: и поездка легко и незаметно превращается в писательский воркшоп. Я не знаю, где проходит граница между жизнью и творчеством, а потому:
“Никаких итогов по количеству написанных страниц и проведенных часов. Не смотри на часы, смотри, теплеет ли внутри тебя”.
Расскажите о том, что поддерживает вас — чтобы потом заглядывать в комментарии и вспоминать о важном.